30 марта 2021 года
В настоящее время у значительной части (около 433 тыс.) объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (поставленных на кадастровый учет), отсутствуют сведения об их правообладателях.
Чтобы решить эту проблему, был принят закон, который внес существенные изменения в действующее законодательство. В том числе, в Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который дополнили статьей 69.1 «Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости».
Данная поправка вступит в силу 29.06.2021г. Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ будут проводить ряд мероприятий, чтобы выявить правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в случае, если правоустанавливающие документы на ранее учтенные объекты недвижимости или документы, удостоверяющие права на такие объекты, были оформлены до 31.01.1998 и права на такие объекты недвижимости, подтверждающиеся указанными документами, не зарегистрированы в ЕГРН. Такими правоустанавливающими документами могут быть государственные акты, договоры, свидетельства и другие документы.
Вместе с тем, Управление Росреестра по Иркутской области призывает граждан самостоятельно оформить право собственности на принадлежащие им ранее учтенные объекты недвижимости. Это можно сделать, подав соответствующее заявление в МФЦ и приложив правоустанавливающие документы.
Для чего это необходимо? Актуализация в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости повысит степень защиты права собственности и других вещных прав на такой объект, снизит риск невозможности учета наличия соответствующего права. К примеру, при возмещении убытков в связи с ограничением прав на землю, при изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд, согласовании местоположения границ земельных участков, позволит минимизировать риски мошеннических действий с имуществом. Кроме того, позволит сократить перечень документов, представляемых в органы государственной власти или органы местного самоуправления при обращении за оказанием государственных или муниципальных услуг, а также будет являться необходимым условием предоставления компенсационных выплат в случае утраты объектов недвижимости в результате пожаров, наводнений и прочих стихийных бедствий.
И самым важным обстоятельством является то, что именно с момента государственной регистрации права собственности в ЕГРН новый собственник сможет распоряжаться недвижимым имуществом - продать, подарить, сдать в аренду, передать по завещанию и т.п.
С 01.01.2021 за государственную регистрацию права собственности, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (до 31.01.1998), государственная пошлина не уплачивается.